Главная Статьи Опасные грузы: как правильно их перевозить

Опасные грузы: как правильно их перевозить

Опасные грузы – это различные вещества, представляющие угрозу для здоровья людей и вредно воздействующих на экологию. Вступая в реакцию с органическими соединениями, вредные вещества разрушают органику. Перевозки огнеопасных и агрессивных веществ строго регламентируются законом, поскольку их утечки при авариях могут нанести непоправимый ущерб.

Опасные грузы классифицируются на токсичные, радиоактивные и пр. Каждый вид подразделяется на девять категорий.

Классификация

Как сообщают специалисты компании НПО «ВЕКТОР», для каждого вида перевозимого груза установлены свои правила транспортировки, которые содержаться как в ГОСТ, так и в ДОПОГ. Вся производимая техника для перевозки нефти, нефтешлама, газового конденсата, кислот и пр. – обязательно соответствует правилам и стандартам.

Классы опасных грузов:

  • Сжатые, сжиженные и растворённые в воде газы, в том числе ядовитые.
  • Едкие и коррозионные вещества (кислоты, щелочи).
  • Взрывоопасные материалы, в том числе пиротехника.
  • Вещества радиоактивные .
  • Легко возгорающиеся жидкие вещества и смеси жидкостей.
  • Ядовитые (токсичные) и инфекционные материалы.
  • Самовоспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся вещества.
  • Пероксиды и окисляющие вещества.

Правила транспортировки

В отношении автотранспорта, используемого для перевозки опасной категории грузов, предъявляются высокие требования по обеспечению безопасности. Производителям такой техники нужно придерживаться многочисленных правил, чтобы соответствовать требованиям ДОПОГ.

ТС должно быть доработано по правилам:

1. Иметь соответствующее оборудование авто и ёмкости по ГОСТ с сопровождением технических документов.

2. Защита топливных баков и перенос глушителя, установка искрогасителя. Транспорт (шасси) необходимо оборудовать выпускной трубой, с выводом в сторону в районе радиатора. В случае невозможности переоборудования из-за технических причин, разрешается установить трубу с правой стороны, но за пределами топливного соединения. Недопустимо соприкосновение бака с тепловыми и электрическими источниками.

3. Иметь особую окраску ёмкости с предупреждающим знаком опасности по бокам. Транспорт с легковоспламеняющимся грузом должен быть окрашен в оранжевый цвет, с самовозгорающимся веществами — в белый в верхней части ёмкости и в красный цвет в нижней. Газы и растворимые газы необходимо перевозить только в цистерне синего цвета. Информация о транспортировке опасного груза должна быть нанесена по всей окружности автотранспорта и иметь светоотражающее исполнение. На технике должна быть табличка с классом опасности.

4. Соответствовать требованиям, предъявляемым к электрооборудованию техники:
• напряжение — не более 24 Ватт;
• бесшовная проводная оболочка;
• катушка заземления
• рабочие предохранители;
• прочно закрепленная и защищённая от высоких температур и механических повреждений электропроводка (экранирование электропроводки);
• АКБ должен располагаться в вентилируемом отсеке, а в электрической цепи рядом с аккумулятором должен присутствовать выключатель (бывает механический и дистанционный);
• точки освещения должны быть защищены решёткой, недопустимо наличие внешних проводов, а также применение ламп с резным цоколем;
• наличие цепи заземления.

5. Ёмкость должна иметь абсолютно закрытый корпус высокой прочности, с отдельной вентиляцией. Не допускается применение легко возгораемых обивочных материалов. Для перевозки опасного груза в открытом кузове обязательно использовать брезент (огнеупорный).

6. Автоцистерна должна иметь специальную защиту на случай её опрокидывания или иного повреждения со стороны: каждый трубопровод должен быть армирован кольцами, колпаками и др. элементами укрепления. Применяется заднее защитное устройство.

7. Наличие средств пожаротушения: огнетушители, ящики для песка и кошмы.

8. Спецтехника должны быть оснащена всеми необходимыми инструментами для ремонта, размещенными в инструментальном ящике.

9. Автомобиль должен быть оборудован оранжевыми проблесковыми маячками, работающих на автономном источнике энергии.

10. Запрещается установка более одного прицепа для одной единицы техники.

Маркировка

Производители и эксплуатирующие организации должны оснащать маркировкой всю спецтехнику, перевозящую опасные грузы. Такая маркировка имеет стандартизированный вид, состоящий из специальных цветов, знаков, надписей.

Вышеуказанные знаки наносятся на обе стороны специального автотранспорта и в задней части, при наличии нескольких отсеков у цистерны — на каждый отсек отдельно.

Получение ДОПОГ

Помимо наличия у авто ДОПОГ, водитель такого транспорта должен иметь стаж вождения не менее трёх лет и пройти специальное обучение. Содержание курсов для водителя может быть отличаться в зависимости от разных типов грузов. Наличие документов об обучении даёт право на перевозку опасных грузов по РФ и в странах ЕС.

Необходимая документация для эксплуатации техники

Международные перевозки регламентируются базовыми правилами и обязывают иметь список документов у экспедитора либо сопровождающего:

  • Маршрутный лист с номером, характеризующим класс опасности в соответствии с принятой в ООН классификации.
  • Лицензия ТС.
  • Аварийная карта.
  • Накладная документация для самого груза.
  • Документ, дающий водителю право на управление автомобилем с опасным грузом.
  • Контактные данные компании-перевозчика.
  • Адрес получателя опасного груза.

Как показывает практика — правила транспортировки опасных грузов специальным автотранспортом иногда порождает путаницу, однако все перечисленные пункты имеют свои основания, обусловленные высокой опасностью некоторых веществ.

Наши партнеры